воскресенье, 16 декабря 2007 г.

Модуль 5. Рефлексия обучения

Уважаемые коллеги! Давайте подумаем вместе над непростыми, но очень важными для образования вопросами пятого модуля:

- Каким образом я оцениваю обучение учеников?

- Как я вовлекаю учеников в процесс оценивания?

Думаю, что эти вопросы касаются не только Вашего конкретного проекта. Хотелось бы сделать обсуждение более широким: когда не только процесс обучения, но и оценивания приобретает личностно ориентированный характер?

13 комментариев:

Татьяна Халитовна комментирует...

Оценивание чего-либо все равно носит субъективный характер. Чтобы избежать проблем в связи с этим, необходимо иметь очень четкие критерии оценивания, причем известные всегда заранее уч-ся. Это будет способствовать и их оцениванию и самооцениванию. Эти критерии должны быть максимально объективированы. Т.е. не применяться к каждому под каким-то особым углом. Задания при этом должны быть очень разнообразными, чтобы каждый уч-ся мог выбрать собственную траекторию представления своих достижений. Чтобы оценивание было более личностно-ориентированным, оценивать необходимо ответ уч-ся не в сравнении с другими уч-ся, а в сравнении с ним самим вчерашним, чтобы оценить его собственное продвижение. Но, по-моему, это уже аксиома. Неправда ли?

Елена Викторовна комментирует...

рефлексия проходит в таких, например, формах: взаимооценка, рейтинговая оценка, самооценка. А вообще у многих учителей есть неписанное, так называемое правило организационной культуры. Оно запоминается лучше всех официальных критериев. Уже много лет мои ученики знают, что "прочитал книгу, получай...три". "Умеешь ответить авторским текстом на вопросы учителя и прокомментивовать, получай ...хорошо". А умеешь читать между авторских строк, получай отлично. Вот вам и три критерия оценки, заметьте, а не отмемки. Удивляет. И Действует. Уже 20 лет."Додействовалось" до медалистов, до окончивших МГУ, обучающихся зарубежом. Даже до того, что однажды на встрече выпускников мой бывший не самый лучший ученик с гордостью сказал:" Зато я иогу похвастаться перед своими детьмитем. что прочитал целиеом "Войну и мир"...2 тома.":)))

Елена Викторовна комментирует...

рефлексия проходит в таких, например, формах: взаимооценка, рейтинговая оценка, самооценка. А вообще у многих учителей есть правило организационной культуры. Оно запоминается лучше всех официальных критериев. Уже много лет мои ученики знают, что "прочитал книгу, получай...три". "Умеешь ответить авторским текстом на вопросы учителя и прокомментивовать, получай ...хорошо". А умеешь читать между авторских строк, получай отлично. Вот вам и три критерия оценки, заметьте, а не отмемки. Удивляет. И Действует. Уже 20 лет."Додействовалось" до медалистов, до окончивших МГУ, обучающихся зарубежом. Даже до того, что однажды на встрече выпускников мой бывший не самый лучший ученик с гордостью сказал:" Зато я иогу похвастаться перед своими детьмитем. что прочитал целиеом "Войну и мир"...2 тома.":)))

20 Декабрь 2007 г. 6:01

Мария комментирует...

Ну и НУ! Как интересно - прочитал книжку получай три!
Электронные работы и проектный метод, диалог между учащимися, рефлексия своих ощущений, вписать культуру в пространство собственного воображения и ТРИ ЗА ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ - господа, ВЫ О ЧЁМ СЕЙЧАС ПИСАЛИ!
Электронные работы учащихся нельзя оценивать однозначно, и, умоляю - оставьте свои тройки-четвёрки! Оценка должна быть содержательной, за что? За знание текста нельзя ставить оценки, так же как нельзя ставить оценки за собственное мнение, а оно важнее конкретных результатов.

Unknown комментирует...

Рефлексируя по поводу изучения данного модуля, могу признаться, что получила кое-какую информацию по вопросам оценивания. Наши творческие учителя в принципе используют и сейчас элементы, так называемого формирующего оценивания. Кто-то это делает, изучая попутно психологию, кто-то по наитию. Стараются вовлечь учащихся в процесс оценивания. Позитивно то, что представленный материал подчеркивает необходимость подобной работы, содержит конкретные примеры. Однако, на мой взгляд, его трудно освоить, потому что он не очень хорошо систематизирован. Но это я списываю на несовсем удачный перевод. Возможно в оригинале он бы выглядел более стройно.
Лично я до сей поры не относилась с такой серьезностью к проблеме привлечения школьников к самооценке. Оценивание в основном было обобщающим.
Ну и по поводу замечаний Марии, хочу сказать, что все мы давно развели в своем сознании отметку и оценку. В этом проблемы нет. Проблема в том, что в реальной школе у нас учащийся пока получает аттестат с отметками. И я не стала бы столь категоричной в отношении оценок за чтение, суждение и так далее, тем более, что система педагога имеет определенные результаты. Спуститесь с небес на землю. Любой (реальный) учитель отчитывается за успеваемость своих подопечных именно анализируя полученные отметки и ни один администратор, составляя годовой отчет, не будет слушать о том, как в этот месяц Вася более продвинулся в познании предмета и сейчас показывает не отвратительные знания, а просто плохие.
Поэтому мы (методисты и реально работающие учителя) проходим этот курс и думаем о том как это все адаптировать к реальным условиям и какова перспектива изменения этих условий.

Viktoria Vlasenko комментирует...

Как я вовлекаю учеников в процесс оценивания? Чтобы продумать организацию процесса оценивания учащихся, необходимо прежде всего решить для себя, а зачем мне вовлекать учащихся в процесс оценивания? Для выставления отметки мне достаточно самой оценить детские работы. Для обоснования выставленной мной отметки я познакомлю ребенка с критериями оценки работы. Достаточно ли этого? Для отметки в журнале - да. А вот согласится ли ребенок с выставленной нами отметкой, воспримет её как наказание или как стимул к дальнейшей работе? Даже познакомившись с критериями, ребенок, самооценивая себя, гордясь своими достижениями, может воспринять Вашу отметку как предвзятое отношение к его "творческому видению". Вот зачем необходима публичная защита работ, где ребенок может объяснить свою точку зрения, услышать отзывы товарищей (и их конструктивная критика более ценна для ребенка чем отметка учителя)и наконец сравнить свою работу с работами других. В процессе такого оценивания ребенок учится учиться, это не менее важно, чем освоение предметного содержания.

Мария комментирует...

Елена, не обижайтесь, но административная отчётность в школе - это не предмет для обсуждения, так же как и аргумент, что мы учим детей для того, что бы они сдавали экзамены. В чём по-вашему "результативность обучения"? Вы сами понимаете закономерность проектного метода, который разводит цель и результат: например, цель курсов Интел - создание учебно-методического пакета, а результат - освоение информационных технологий. Цель раскрашивания ребёнком - подобрать цвета и закрасить аккуратно, а результат - постановка рук для выработки навыков письма :-)

Татьяна Андреевна комментирует...

С каждым модулем активность падает. Вот уже к пятому приблтзилась, а ниодной оценки на свои сообщения не получила. Может кто-то сможет вернуться назад и помочь тем, кто позже начал? Очень трудно работать без обратной связи. Так как у меня нет совершенно педагогического опыта(так же как и образования) хочется, очень хочется услышать опытных педагогов. Уже больше половины работы пройденно, а я до сих пор не знаю есть ли какие-то недочеты. Понятно, что у фасилитаторов нет вренмени, но может вы временно выступите за пару, которая еще не добралась до обучения? Спасибо.

Наталия Джумаевна комментирует...

ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Я оцениваю учащихся согласно нормам оценок, который установлен в школе администрацией. Но, часто применяю оценивание, которое учитывает личностный рост учащегося. Считаю, что нужно всех оценивать одинаково, ведь при поступлении не будет личностно-ориентированного подхода. Детей вовлекать в оценивание не люблю, так как они оценивают не содержание, а личное отношение к выступающему. И порой время уходит на объяснение моральных норм и принципов.

Татьяна Андреевна комментирует...

К оцениванию отнеслась чисто интуитивно. правильно или нет не знаю. Надеюсь, что ребятам будет интересно оценивать себя и окружающих. Как эти методы буду использовать дальше - посмотрю на результаты и потом подумаю.

Татьяна Канянина комментирует...

- Каким образом я оцениваю обучение учеников?
Тоже по определенным критериям, так как в информатике нельзя иначе. Ведь если программа на языке Basic, Pascal или ... HTML написана, отлажена, то 5, а если нет, то 2? Но ведь ребенок работал, творил, шел по своему пути и это надо оценить и "донаправить". Поэтому, я согласна с Еленой, что если книга прочитана, то это труд ребенка, который учителю надо заметить. Но ребенок должен понимать прочитанное. И, безусловно, для мотивации учителю необходимо использовать критерии оценивания в виде отметок.
- Как я вовлекаю учеников в процесс оценивания?
На защите творческих работ - использую прием "черный и белый оппонент". Хорошо работает.
Также выбор каждым учащимся трех лучших работ из представленных и определение по сумме балов лидеров.
Часто привлекаю детей к оцениванию ответа их одноклассника с предоставлением аргументов в пользу той или иной оценки и возможностью задавания вопроса отвечающему ученику в случае спорной ситуации. Если учащиеся привыкают к системе, они работают чаще всего объективно. А если они неправы, опытный педагог всегда мотивирует свое оценивание.

Митрофанова Н.М. комментирует...

Оценивание произвожу в соответствии
с критериями,которые известны учащимся.
Иногда ученик может оценивать и себя и других.Всё зависит от конкретной ситуации.

Unknown комментирует...

Вопрос оценивания очень важен, так как любой ученик ждет, как отреагируют учитель и одноклассники на то или иное его высказывание. Поэтому подходы к оцениванию применяю разные: это и традиционное оценивание, в учетом норм, это и критериальное оценивание, это и "накопительная система" (ученик получат оценку при условии выполнения целого ряда заданий).

Ученики на уроках, после выступлениях своих одноклассников, либо дают рецензию на ответ или выступление товарища, либо называют отметку, которую с их точки зрения, засужил ученик и аргументируют свою позицию