Уважаемые коллеги! Наверное, в процессе работы над материалами шестого модуля вы не раз задавали себе вопросы, над которыми мы просим Вас поразмышлять в блоге:
- Как я могу помочь своим ученикам стать самостоятельными?
- Как я могу учесть и поддержать разные образовательные потребности своих учеников?
воскресенье, 30 декабря 2007 г.
Модуль 6. Рефлексия обучения
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
11 комментариев:
Думаю, что самостоятельности необходимо учить. Но проблема в том, как бы не заучить. Для меня до сих пор остается вопрос: когда необходимо давать учащимся пошаговые инструкции к действию, а когда предоставить им большую свободу в своих решениях? Изучая данный курс я поняла свою ошибку, которая состоит в том, что я слишком стараюсь предоставлять пошаговые инструкции к действию, что на определенном этапе обучения приводит к развитию умственной пассивности учащихся, которые ждут постоянных инструкций и теряют способность самостоятельно продуцировать идеи. Различные образовательные потребности учащихся я стараюсь учитывать в процессе разработки тематики проекта, которая должна быть достаточно широкой в плане учебной деятельности. Она должна позволять найти свое место в работе над проектом любому ребенку.
Да... мера самостоятельности - сложный вопрос и очень скользкий... Но мне кажется, что эта самостоятельность всё равно условная на уровне "ты будешь кашу гречневую или манную"? А на самом деле выбор траектории обучения может стать осознанным только в состоянии взрослого человека. Другое дело - самостоятельность и свобода мышления и собственного мнения - это доступно человеку с того времени, когда он начинает говорить о себе не "Маша хочет", а "Я хочу". Главный навык 21 века - понять, что не меня хотят научить, а Я ХОЧУ ПОНИМАТЬ МИР И МНЕ МОГУТ ПОМОЧЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОСВОИТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ОТ МОЕГО ПОНИМАНИЯ ЭТОГО МИРА ЗАВИСИТ БУДУЩЕЕ,
Мне кажется, формирование самостоятельности - такой коридор, который создает учитель и др. Ширина этого коридора - поле самостоятельности уч-ся, но ведь при этом, они все равно могут пойти, держась за "стенку", не воспользуются свободой. Свою задачу я вижу в развитии самостоятельного (незашоренного)сознания уч-ся, а для этого самые смелые (проблемные) вопросы хороши, главное их не бояться (и тем более не бояться ответов, на совпадающие с собственным учительским мнением). Тогда и уч-ся будут свободны в полете мысли, будут знать, что думать они могут все, что считают нужным. По крайней мере мысль свободна, но чтобы позволить себе ответственное свободомыслие нужно очень-очень-очень много читать и думать. К сожалению уч-ся готовы к этому не всегда...
Добрый день! На сегодняшний день, для меня это сложный вопрос, хотя попытка есть. Я задаю разного вида домашние задания: по желанию найти какую-либо информацию, ответ на вопрос; дифференцированные по оценке задания; Задания строго по теме или выходящие за её рамки. Я преследую цель- дать учащимся возможность самостоятельного выбора. Остаётся научиться самой учитывать и поддерживать образовательные потребности своих учеников.
Иногда очень сложно уловить грань между помощью и выполнением задания учителем, мне сложно, но я стараюсь. Буду стараться и дальше. Думаю, что у нас всех все получится. Тренинг заставил на многое обратить внимание, над многим задуматься и что-то для себя решить.
Самостоятельность приобретается в процессе постоянного творческого поиска. Одной из форм формирования самостоятельности является поиск ответа на вопрос. Думаю, что самое сложное сформулировать вопрос, побуждающий учащихся к поиску, результатом которого станет развитие и желание самому создавать, задавать вопросы как себе, так и другим. это должно быть в системе. Самостоятельность мировосприятия учителя обеспечит формирование самостоятельности и у воспитанников.
быть фасилитатором для своих учеников -вот и весь ответ
Просто быть рядом...
С теми,кто заинтересуется.
- Как я могу помочь своим ученикам стать самостоятельными?
На уровне обучения в школе - только через творческие сам. задания. Где они сами принимают решения, сами продумывают раскрытия выбранной темы. Пройдя через подуманную учителем систему творческих заданий, дети приобретают опыт работы как с ИКТ так и по образовательной теме и "творческости". Все это помогает им становиться самостоятельными.
- Как я могу учесть и поддержать разные образовательные потребности своих учеников?
Информатика - межпредметная наука. Создавая сайт ученики могут работать в области своих интересов (биологии, истории, ...). И мы учтем образовательные потребности учащихся, и получим "глубокий" информационный продукт.
Самым сложным для учителя - научиться не выдавать готовый ответ, а навести на собственные размышления, не исправлять допущенные ошибки, а научить искать и исправлять их, и, наконец, заново научить ребенка задавать вопросы. Когда ребенок перестанет ждать от учителя готовых ответов, а будет воспринимать его как ...(не могу подобрать аналог слову тьютор, наверное потому, что мы привыкли быть именно учителями, даже скорее поучителями), вот тогда и будет сформирована та мера самостоятельности, которая позволит нашим ученикам успешно продолжать свое обучение и за стенами школы при отсутствии поучителей. И, если в младшей и средней школе ребенку еще необходимы инструкции, поскольку он только учится самостоятельности, то к старшим классам необходимо сократить до минимума количество памяток, инструкций и поучений.
Помочь ученикам стать самостоятельными можно через организацию исследовательской деятельности на уроках, начиная с 5 класса, особенно изучая произведения художественной литературы. Это может быть осуществлено и на уроках-практикумах, и на уроках развития речи, и при подготовке различного рода творческих заданий, а также с использованием эксперимента на уроках русского языка и литературы.
Отправить комментарий